Техника папье-маше
Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.
Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.
Слово “папье-маше” переводится с французского языка как “жёваная бумага” либо “рваная бумага”.
Существует два способа создания изделий из папье-маше.
Первый – это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.
Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.
Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.
Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.
Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.
Масса для папье-маше
Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.
Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.
Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.
Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.
Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.
Маширование
Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.
Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.
Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.
Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.
Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.
Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.
Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.
Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.
Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.
Ускоренный просмотр техники “Папье – Маше” – это круто!
просто супер, наилучших творческих начинаний
Это просто потрясающе!!! Невероятно! Никогда не думала что из папье-маше возможно такое сделать. И еще для меня было удивительным открытие, что можно из газетной массы лепить. Обязательно попробую. Спасибо за ролик и описание техники
Спасибо за информацию и ролик!
Просто нет слов, настолько всё потрясающе, здорово!
Шикарные получаются монстры!!!! Спасибо!!!!
Обалденно!!!! Молодцы! Обязательно попробую что-нибудь смастерить!
Я не ожидала, это КРУТО!!! БРАВО, БРАВО, БРАВО!
Кто бы знал, что займусь такой фигней.
Но первую весчь уже сделал. Хотя использовал далеко не бумагу, а стекло ткань. Изготовил деталь на торпеду автомобиля, никто не верит, что она самодельная.
Заразился. Делаю вторую. Если первую по необходимости, то вторую для души.
Давно хотел иметь африканские маски, но как то не получалось съездить в Африку.))
Прикольно! Я раньше не думала, что это так красиво!!!
Ускоренный просмотр то, что нужно!!! Огромная благодарность автору!!!
Все очень здорово – просто ПОТРЯСАЮЩЕ… Буду учиться.
а как снять с формы??
Спасибо большое, теперь я использую эту технику для приготовления анатомических моделей.
Я никогда не делала такую работу, но вижу что очень интересно.
Я каждый год с друзьями хэллоуин отмечаю. Теперь будет чем их напугать)))
Мне очень помогло спасибо… ушел творить)))
А что сложнее? Первый или второй способ? Мне до Нового Года нужно успеть…
Я делаю немного по-другому. Смешиваю крахмал с мукой и сахаром в сосуде, жду пока крахмал и мука осядут на дно сосуда с водой. Рву бумажки и кидаю их в воду накрахмаленную, а потом жду пока это массой не станет.
Когда будет масса, вытаскиваем и отжимаем, потом лепим, обмазывает кисточкой клейстером из крахмала, а потом красим краской! А проволока поможет соединить детали!
P.S. Первая кукла Билли для съёмки “Пилы” была сделана из папье маше и салфеток.
Круто. Ну будем делать пуху на фестиваль из папье-маше теперь)))
Я делала папье-маше, сделала птичку. Очень красиво получилось! У меня их уже 2! Мне нравится.
Я делаю папье маше по другому!!!
Мой способ: 1. Для начала я леплю или беру готовую форму, которую я хочу сделать (например, шар). 2. Смазываю форму маслом, потом накладываю клей ПВА, смешанный с водой (бумагу не отмачивала, т.к. я очень торопилась, это было срочно) и так слоёв 11.
Потом я ждала всего 12 часов и готово!
Спасибо! Обязательно попробую)))
Это просто супер!!! Невероятно. Видно, что таких уже не 1 десяток сделал.
Спасибо, очень помогло.
Спасибо большое! Очень понятно написано.
А я для работы использовала клей ПВА, разводила его водой немножко, и каждую бумажку смачивала в этом растворе. Когда бумага мокрая, она лучше ложится, принимает любые формы.
А как сделать клейстер! 🙁
Посмотри видио на канале “Трум Трум СЕЛЕКТ”
А какую максимальную нагрузку давления может выдержать изделие из папье-маше без разрушения при этом? Благодарю.
А какая краска подходит для окрашивания работы?
После того, как заклеил все газетами, чем можно заштукатурить….?
Красками: Гуашью, акварелью и т. д.
Подскажите, а каким лаком покрывать готовое изделие если оно разукрашено гуашью и акриловыми красками
Вообще-то папье-маше появилось в Китае
Я давно хотела заняться Папье Маше. И вот, есть подробная инструкция…